Мне не нравится тренд последних лет, в котором ради актуальной повестки дня зло выдаётся за добро и доблесть. Причем я согласна, что большой литературе не хватает героинь и женского взгляда, но выдавать чёрное за белое, извините - окно Овертона у нас и так трещит по швам. В общественном дискурсе с подачи России обмен ядерными ударами уже не кажется чем-то немыслимым. И поэтому (почему-то это случается только с героинями и только у писательниц) когда в угоду цвету кожи или гендера, преступления обеляются whataboutизмом или преподносятся как слегка пованивающая, но норма, я никак не могу это ни одобрить, ни согласиться с подобным подходом.
Хотите примеров? Да вот, последняя прочитанная книга Делии Оуэнс, Там где раки поют.
(Where the Crawdads Sing, Delia Owens)
Сказка про девочку на болотах, с семи лет росшей одной, которую поочередно бросили мама, старшие братья и сестры и абьюзер отец. Не умеющей читать, писать и считать, не посещавшей школу, но в итоге ставшей энциклопедистом, автором научных книг и авторитетом в научном биологическом мире.
Why, спрашивается, not? Девочкам очень нужны мотивационные книги с рефреном "не сдавайся".
Это я вам без всякой иронии сейчас говорю, их на самом деле мало.
Но, извините, не тогда, когда героиня идёт на умышленное, тщательно спланированное убийство. Как подозреваемая идёт под суд и омазывается там адвокатом, который как раз и педалирует социальную заброшенность героини и взывает к совести обывателей, живших рядом и равнодушно наблюдающих растущую на глазах оборванку. И вроде все правильно. Не очень что-то мне нравится подобная role model.
Да, убитый был говнюк, и я б поняла, если б она убила его защищаясь или внезапно, повинуясь импульсу. Но убийство было тщательно спланировано, алиби выверено и линия поведения на суде выбрана верно. И я должна этому радоваться вместе с автором: "Ай да героиня, ай да сукина дочь!"
А у меня не выходит.
Но самая худшая в этом плане книга Повсюду тлеют пожары, Селесты Нг.
(Little Fires Everywhere, Celeste Ng), которая на меня произвела такое удручающее впечатление, что я, по-моему, только у себя о ней пишу раз в четвертый, не говоря уже о комментариях по теме и обсуждениях книги офлайн.
Героиня совершает преступления, целенаправленно разрушает судьбы встреченных ею людей, и это вызывает у автора такое живейшее сочувствие и одобрение, что веришь, автора одобрила бы и каннибализм собственной героини, если бы она съела подходящего по цвету ребенка. Потому что цвет кожи героини способен искупить любое преступление в глазах автора.
А тут я ещё дочитываю совершенно тошнотворную книгу Джан Юэжань Кокон, краткое содержание которой сводится к одному: китайцы открыли для себя Фройда. Комплекс Эдипа, комплекс Электры и ещё десяток, на выбор, где главгерой, глубоко страдающий, и которому мне, как читателю, полагается сочувствовать убивает щенка и насилует слабоумную девочку, будучи подростком.
Ну бля.
#пишичитай.
Comments (2)
Если быть честным, первый вариант часто в литературе встречается и, особенно, в фильмах. Когда главгерой такой хороший, а главговнюк такой плохой, что его можно спокойно замочить - и ничего за это не будет. Ни по закону, ни по совести. Это только в последнее время главгерои начали терзаться по этому поводу.
Но вообще, да. Ресентимент - он такой, быстро превращается в оправдание любых действий, если это по отношению к врагу.
Мне сегодня сюжет из этого поста снился 😉 Фильм про девочку, которая стала супергероиней, вся такая хорошая, а в конце убивает полицейского, просто выкидывает из окна, и подстраивает всё так, чтобы никто на неё не подумал. И зрители начинают возмущаться, как же так? И режиссёр показывает последнюю сцену, когда эта девочка заходит в какой-то общественный туалет, а потом туда заходит другая супергероиня, взрослая, которая понимает, что произошло. И выходит потом одна, без девочки. Но зрители знают, что девочка может менять внешность, так что вопрос остаётся открытым, кто кого убил 😉